Кабинет Министров Украины
ПОСТАНОВЛЕНИЕ

  От 13.09.95г. №736

О НАЦИОНАЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ
ПЛАНИРОВАНИЯ СЕМЬИ

  Придавая важное значение вопросам охраны материнства и детства, укрепления семьи и улучшения демографической ситуации. Кабинет Министров Украины постановляет:

  1. Утвердить национальную программу планирования семьи (прилагается).
    Правительству Автономной Республики Крым, областным, Киевской и Севастопольской городским Госадминистрациям до 01.01.96г. обеспечить разработку на основе национальной программы планирования семьи аналогичных территориальных программ.
  2. Министерству финансов, Министерству экономики, Министерству здравоохранения, правительству АРК, областным, Киевской и Севастопольской Горгосадминистрациям ежегодно во время формирования проектов соответствующих бюджетов предусматривать средства на осуществление мероприятий национальной и территориальных программ планирования семьи исходя из реальных возможностей.
  3. Национальной Академии Наук, АМН, АПН осуществлять методическое и научное обеспечение реализации национальной программы планирования семьи.
  4. Министерству по делам прессы и информации, обеспечить систематическое информирование населения о ходе реализации НППС.
  5. Координирование работ по исполнению НППС, а также контроль над целевым использованием средств, которые выделяются на обеспечение её реализации, положить на МЗО.

  Премьер-министр Украины

Е. МАРЧУК

  Министр Кабинета Министров Украины

В. ПУСТОВОЙТЕНКО

Национальная программа планирования
семьи

Вступление

  Интегральным показателем общественного развития страны, отображением её социально-экономического и нравственного состояния, могущественным фактором формирования демографического, экономического, трудового и культурного потенциала общества является здоровье населения. В Украине за последние годы оно значительно ухудшилось. Об этом свидетельствует ситуация острого демографического кризиса, которая сложилась в стране. Она характеризуется низкой рождаемостью, распространением однодетности и бездетности, высоким уровнем общей и детской смертности, снижением средней продолжительности жизни и её активного периода. С 1991 г, наблюдается возрастающее естественное сокращение населения, т.е. численность умерших превышает численность родившихся. В 1991-94 гг. численность населения сократилась на 565 тыс. чел. Уровень рождаемости в Украине очень низкий, обеспечение замещения предыдущего поколения последующим составляет лишь 73% (в городах 64%) и только в сёлах сохраняется простое воспроизводство населения. Уменьшается демовоспроизводящий потенциал населения, ухудшается его семейная структура, снижается количество браков и повышается количество разводов.

  Неблагоприятная экологическая ситуация, усложнённая последствиями Чернобыльской катастрофы, усилила генетическое бремя, увеличивается рождаемость детей с врождёнными недостатками развития (в1980 г. - 6 тыс. чел., а в 1994 - 34 тыс.) На учёте в медицинских учреждениях состоит около 275 тыс. детей с психическими заболеваниями и около 25 тыс. с детским церебральным параличом. Важным фактором сохранения здоровья женщин и детей, снижения материнской и детской смертности, улучшения демографической ситуации в целом является планирование семьи.

  По определению ВООЗ, планирование семьи включает предотвращение нежелательной беременности, свободный выбор количества и времени рождения детей в зависимости от возраста и здоровья родителей.

  Проблемы планирования семьи, сексуального поведения населения пока что остаются в Украине за границами внимания общественности. Недостаточно используются с этой целью СМИ. Вызывает беспокойство проблема раннего начала половой жизни у подростков, профилактики и выявления у них гинекологических и венерических заболеваний, предотвращения нежелательной беременности. Существующая система полового воспитания не способствует повышению уровня знаний подрастающего поколения в сфере сексуального поведения.

  Отсутствие комплексного подхода к решению проблем планирования семьи привело к такой ситуации в стране, когда искусственное прерывание беременности стало основным методом регулирования рождаемости. В Украине ежегодно регистрируется почти 800 - 900 тыс. абортов, что уже много лет в 1,5 - 2 раза превышает количество родов. На тысячу женщин детородного возраста в 1993 году приходилось 68,6 , а в 1994 - 66 абортов. По последним данным этот показатель в США составил 20,1 , во Франции -14,9 , в Канаде - 10,2 , в Австралии - 15,5. Само искусственное прерывание беременности является первопричиной нарушений детородной функции (22%), тяжёлых воспалительных процессов (30%), осложнений беременности и родов, которые нередко приводят к смерти или повреждениям здоровья новорождённых, а также обуславливают экономические убытки от временной потери трудоспособности, связанной непосредственно с абортами и осложнениями после них.

  Причиной значительного распространения искусственного прерывания беременности является преобладание традиционных малоэффективных средств контрацепции и крайне недостаточный их ассортимент, отсутствие системы полового воспитания и сексуального просвещения населения. В Украине до сих пор лишь 18% женщин используют механические контрацептивы и 3,5% - оральные, т.е. значительно меньше, нежели в экономически развитых странах. Отсутствие со стороны государства эффективной помощи населению в планировании семьи является одной из основных причин внутрисемейных конфликтов и дестабилизации семьи. Настоящая программа призвана начать активное содействие государственных органов всех уровней решению проблем, назревших сегодня в обществе, в частности, путём повышения культуры использования средств контрацепции, резкого сокращения числа абортов, налаживания в сжатые сроки производства достаточного количества современных противозачаточных средств и целенаправленного воспитания насущной потребности в них среди населения.

Цель и основные задачи программы

  Целью настоящей программы является помощь семьям и отдельным лицам в решении вопросов, связанных с деторождением, сохранением здоровья родителей и детей, благосостоянием семьи, выбором рациональных интервалов между рождением детей, а также усвоением ответственного детородного поведения. Программа рассчитана на период до 2000 года и должна стать основой и ориентиром для разработки территориальных программ с учётом демографических, религиозных особенностей и традиций населения на основе интеграции деятельности государственных учреждений и общественных, а также частных организаций.

  Основными задачами программы являются:

Желательные конечные результаты реализации программы

  Реализация этой программы даст возможность:

Организационное обеспечение программы

  Создать при МЗО координационный совет по вопросам планирования семьи из представителей заинтересованных министерств и ведомств во главе с заместителем министра МЗО.

  МОЗ, заинтересованные министерства и ведомства.

  Создать координационные советы по проблемам планирования семьи в АРК, при областных, киевской и севастопольской городских госадминистрациях.

  Правительство АРК, областные, киевская и
севастопольская горгосадминистрации.

  Создать в городе Киеве Украинский государственный центр планирования семьи и репродукции человека, используя материальную базу НИИ педиатрии, акушерства и гинекологии, Украинского центра охраны здоровья матери и ребёнка и межрегиональные центры в городах: Симферополе, Донецке, Харькове, Ивано-Франковске, в составе которых оборудовать лаборатории биорепродукции человека, разработать и утвердить положения о них.

  МЗО, Минфин, Минэкономики, АМН,
правительство АРК, Донецкая, Харьковская,
Ивано-Франковская горгосадминистрации.

  Организовать в АРК, областных центрах, городах Киеве и Севастополе на базе уже существующих лечебных заведений по одному центру планирования семьи и репродукции человека.

  Правительство АРК, областные Киевская и
Севастопольская госадминистрации.

  Создать во всех районных центрах и городах областного подчинения при лечебно-профилактических учреждениях иформационно-консультативные кабинеты по вопросам планирования семьи.

  МОЗ, правительство АРК, областные и
городские госадминистрации.

  Расширить сеть межрайонных медико-генетических кабинетов, обеспечивать и областные медико-генетические кабинеты необходимыми реактивами и оборудованием для современных медико-генетических технологий.

  МОЗ, правительство АРК, областные
госадминистрации.

  Разработать и внедрить в системе юстиции организационно-правовые меры по вопросам семейной политики и демографии.

  Минюст, МОЗ, Минмолодёжьспорт,
Минобразования, Национальная Академия
Наук, АНН.

  Внедрить в учебно-воспитательных учреждениях современные методы психодиагностики, профилактики и коррекции психосоциальных отклонений подростков.

  Минобразования, МОЗ, Минмолодёжьспорт.

Методическое обеспечение программы и подготовка кадров

  Разработать и обеспечить реализацию концепции сексуального воспитания населения.

  Минобразования, МОЗ, Минмолодёжьспорт,
Минкультуры, АПН, АМН.

  Разработать и предусмотреть в учебных планах учебно-воспитательных заведений курс подготовки подростков к созданию семьи. Разработать соответствующие методические указания.

  Минобразования, МОЗ, АПН.

  Разработать цикл лекций для учащейся молодёжи по вопросам предотвращения венерических заболеваний и их профилактики.

  Минобразования, МОЗ, АПН.

  Подготовить методические рекомендации, разработать и утвердить учебные программы по вопросам планирования семьи и ввести их в учебные планы:

  Минобразования, МОЗ.

  Разработать и ввести цикл лекций по вопросам планирования семьи для студентов вузов.

  Минобразования, МОЗ, Минмолодёжьспорт.

  Организовать при Украинском государственном центре планирования семьи и репродукции человека постоянно действующие семинары для членов координационных советов по вопросам планирования семьи. Разработать соответствующие учебные программы.

  Минобразования, МОЗ, Минмолодёжьспорт,
Правительство АРК, областные, Киевская и
Севастопольская госадминистрации.

  Разработать и издать пособия по вопросам подготовки молодёжи к семейной жизни.

  Минобразования, МОЗ, Минмолодёжьспорт,
АПН, АМН.

  Проводить дважды в год областные семинары учителей, работников социальных служб для молодёжи, которые будут вести курсы полового воспитания, подготовки молодёжи к созданию семьи.

  Минобразования, МОЗ, Минмолодёжьспорт.

Научное обеспечение программы

  Научно обосновать создание системы планирования семьи в Украине и осуществить разработку её медико-социальных проблем.

  АМН, НАН, МОЗ.

  Провести исследования социально-экономических и медико-демографических проблем современной семьи, в первую очередь, молодой, и разработать основные направления их решения.

  НАН, МОЗ, Минстат, Минмолодёжьспорт,
АМН, АПН.

  Изучить эффективность и безопасность новых методов контрацепции.

  МОЗ, АМН.

  Провести научные разработки по медицинским проблемам планирования семьи и репродукции человека:

  АМН, МОЗ.

  Разработать и ввести единый протокол обследований с целью обнаружения причин бесплодия в семье.

  АМН, МОЗ.

  Провести научные исследования по тематике "Украинское народное семьеведение, традиции и перспективы развития".

  Минобразования, Минкультуры,
МОЗ, АПН.

  Осуществить мониторинг развития процесса и механизма планирования семьи.

  МОЗ, НАН, АМН.

Материально-техническое обеспечение,
правовая и материальная поддержка
программы

  Начать изготовление отечественных ВМК и расширить изготовление кондомов.

  МОЗ, Минфин, Минэкономики.

  Осуществлять покупку средств гормональной контрацепции ведущих иностранных фирм.

  МОЗ, Минфин, Минэкономики.

  Обеспечивать бесплатно средствами контрацепции через центры планирования семьи подростков и женщин с противопоказаниями беременности, а также женщин, пострадавших вследствие Чернобыльской катастрофы.

  МОЗ, Минобразования.

  Подготовить проект закона о внесении изменений и дополнений в Кодекс о браке и семье на Украине в части актов гражданского состояния.

  Минобр, Минюст, НАН.

  Подать на рассмотрение правительству Украины проект Постановления Кабинета Министров Украины об утверждении образцов книг регистрации актов гражданского состояния.

  Минюст, Минстат, НАН.

  Обеспечить принятие ведомственных нормативных актов, предусмотренных Законом Украины об органах регистрации гражданского состояния.

  Минюст, МИД, Минстат.

  Разработать и ввести автоматизированную систему управления и планирования деятельности по реализации этой программы.

  МОЗ.

  Организовать при научно-инженерном центре МОЗ изучение компьютерного дела и новых информационных технологий медицинским персоналом центров планирования семьи. Разработать соответствующие учебные программы.

  МОЗ.

Пропаганда мер по планированию семьи

  Обеспечить введение в учебно-воспитательных заведениях элементов концепции полового воспитания детей и учащейся молодёжи.

  Минобр, Минмолодёжьспорт, АПН.

  Пропагандировать через центры планирования семьи здоровый образ жизни, проводить разъяснительную работу относительно полового воспитания, необходимости добрачного медико-генетического консультирования, предусматривая

  МОЗ, Минобр, Минмолодёжьспорт,
Правительство АРК, областные, Киевская и
Севастопольская госадминистрации.

  Подготовить серию статей для педагогических и иных популярных журналов по вопросам укрепления семьи и воспитания в ней ребёнка. Ежегодно, начиная с 1996 г., к международному дню семьи готовить специальный выпуск еженедельника "Просвещение", посвящённый проблемам полового воспитания детей и учащейся молодёжи.

  Минмолодёжьспорт, Минобр, HAH, MО3.

  Начать издание серии книг "Библиотечка национального воспитания", в которой предусмотреть издание "Энциклопедии семейного воспитания" и книг по этой тематике. Создать серию научно-популярных фильмов по проблемам сексуального воспитания с учётом возрастных особенностей и отличий в психофизиологическом и половом развитии мальчиков и девочек.

  Минобр, MО3, Минкультуры.

  Разработать и издать пособие "Будущей матери". Бесплатно обеспечивать ими всех беременных через систему женских консультаций.

  MО3, АМН, Минпрессинформ.

  Начать издание журнала "Планирование семьи".

  MО3, АПН, АМН, Минобр.

  Подготовить и издать сборник материалов из опыта воспитания детей в семье.

  АПН, Минобр.

  Организовать постоянные научно-популярные, учебно-воспитательные радио- и телепередачи для детей, юношества и родителей по вопросам планирования семьи и здорового образа жизни.

  MО3, Гостелерадио, Минобр.,
Минмолодёжьспорт, НАН, АПН, АМН.

  Обеспечить широкое освещение содержания и хода реализации этой программы в средствах массовой информации.

  MО3, Минмолодёжьспорт,
Гостелерадио, Минпрессинформ,
Минобр, Правительство АРК,
областные, Киевская и
Севастопольская госадминистрации.

Международное сотрудничество

  Реализация этой программы предусматривает сотрудничество с международными организациями и правительствами государств.

  Такая работа для Украины должна основываться на сотрудничестве с ВООЗ, МФПС, Фондом Народонаселения ООН, фирмами и объединениями, находящимися в СНГ и других странах мира. Международные отношения по вопросам планирования семьи должны устанавливаться с целью:

С целью осуществления международного сотрудничества:

  Организовать изучение международного опыта планирования семьи, в частности, ознакомиться с деятельностью Американской Ассоциации Планирования Семьи, аналогичных организаций в других странах.

  МОЗ,АМН.

  Провести подготовительную работу по вступлению Украины в МФПС.

  МОЗ, МИД.

  Обратиться в Фонд народонаселения ООН с просьбой о предоставлении помощи Украине в области обеспечения средствами и технологиями планирования семьи.

  МОЗ, МИД.

  Обратиться в ВООЗ с предложением об обеспечении населения Украины литературой по проблемам планирования семьи для повышения уровня методического обеспечения выполнения этой программы.

  (МОЗ, МЗС).

  Организовать и провести в Украине международную научно-практическую конференцию "Планирование семьи: современные проблемы и перспективы развития".

  МОЗ, МЗС, Минобр,
Минстат, Минмолодёжьспорт,
Минкультуры,Минюст, НАН.



Оглавление

Hosted by uCoz